- Акула. Тебе на «А»! – Сказала сестра.
Дети играли в слова. Особенно им нравилось подобрать такое слово, чтобы соперник получил ту же самую букву, что и задал сам.
- Арка. – Отреагировал Ваня. – Тебе тоже.
- Астра. – Парировала Варя.
- Арфа. – У Вани был богатый словарный запас.
- Архитектура! – Нашлась Варя.
- Архитектура… - Задумался Ваня. – Это так интересно. Вот, представляешь, Варя, как здорово быть архитектором, строить разные дома.
- Да. Но архитектору столько всего надо выучить. Ведь даже взять отдельно нашу страну – Россию. Сколько различных зданий, непохожих друг на друга, здесь уже создано. Сколько разных стилей смешалось на улицах разных городов. И в каждом городе – своя, неповторимая архитектура.
- А какая она вообще, архитектура в России? – Задался вопросом мальчик.
- О. Она очень разная. Со времен древней Руси сохранились в основном храмы и крепости (кремли), потому, наверное, что это были самые значимы для каждого поселения строения. Их возводили из дерева и из камня. Они были высокие, светлые, строгие. Такие, например, как Церковь Вознесения в Коломенском или Успенский Собор в Московском кремле.
- А что было потом?
- А потом на смену строгой архитектуре пришли затейливо украшенные терема – дома богатых и знатных людей. Они выглядели по-настоящему сказочно – тонкое деревянное кружево, маковки, башенки. Ты, наверное, и сам видел такие терема в книжках с русскими сказками.
- Ну конечно! – Вспомнил Ваня. – А они до сих пор есть?
- Да. В том же Московском кремле стоит настоящий Теремной дворец – уже полностью каменный, но похожий на старинные терема, бело-коричневый, с узорной крышей и множеством украшений.- Рассказала сестра.
- А дальше? – Заинтересованно спросил Ваня.
- А дальше, и тут уже как всегда не обошлось без Петра I, который полностью изменил облик нашей страны, наступил период русского барокко.
- Что это за барокко такое?
- Это такой архитектурный стиль. – Объяснила девочка. - Начался он, строго говоря, еще до Петра, но именно при нем и при его дочери императрице Елизавете получил большое развитие. Здания в стиле барокко всегда привлекают внимание: они очень красивые, пышные, огромные. В них много украшений, лепнины, золота, цвета – все это изобильно, роскошно, бросается в глаза, говорит о богатстве владельца здания. Примерами архитектуры в стиле барокко могут служить музеи Эрмитаж и Кунсткамера в Санкт-Петербурге.
- Мне кажется, это очень красиво, но все же немного утомительно. – Признался Ваня. – Когда все вокруг такое… слишком роскошное и пышное.
- Именно поэтому барокко постепенно перестало быть популярным, и русские архитекторы обратились к классическим формам.
- А что это такое? – Спросил мальчик.
- Это когда архитекторы вдохновлялись искусством древних греков и римлян. На улицах городов стали появляться величественные здания с колоннами, простыми, ясными формами, в их внешний вид вернулась строгость. А еще здания украшали скульптурами с сюжетами чаще всего из древнегреческих мифов.
- Наверное, это очень красиво. – Предположил Ваня.
- Да. Вот посмотри, - Варя открыла вкладку на компьютере. – Это Тверской государственный музей. Он выглядит очень сдержанно, но внушительно: высокие окна, колонны, строгие формы, которые оформлены так, как будто стремятся ввысь.
- Похоже на что-то такое древнегреческое немного. – Согласился Ваня. – А потом?
- Какой ты нетерпеливый! – Улыбнулась Варя.
- Я просто люблю, чтобы все по полочкам. Вот сначала были строгие церкви и крепости, потом сказочные терема, потом это твое… барокко пышное. После роскошь надоела, и архитекторы стали строить как древние греки. А дальше? Что было после этого, но до того, как родились мы?
- Хорошее качество – стремление во всем разобраться. – Похвалила Варя брата. – После классики архитекторы, конечно же, искали новый стиль. Они нашли его в возвращении к русским традициям. Так и назвали направление – русский стиль. Он одновременно использовал и какие-то элементы сказочных теремов, и каменных церквей. Вот, например, здание городской думы в городе Владимире – будто бы и сказочный теремок, но из красного кирпича.
Девочка посмотрела на брата и, не дожидаясь очередного «а потом?», продолжила:
- В двадцатом веке появилось сразу несколько популярных направлений. Неорусский стиль – как продолжение русского, только еще более-более сказочный. Неоклассицизм – тут тоже все понятно. Модерн – это, например, гостиница «Метрополь» в Москве. Для этого стиля характерен отказ от классики, использование на тот момент современных материалов, мозаик с разными сюжетами. – Рассказывала Варя. – И еще была эклектика.
- Что-что?
- Эклектика – это когда все противоречивое, вроде бы неподходящее друг к другу, но все же талантливые архитекторы ухитрялись и совсем разных элементов создавать удивительные здания. – Объяснила сестра. – Вот смотри. Какой необычный. Это дом Севастьянова в Екатеринбурге – он одновременно и в восточном стиле, и в стиле барокко, зеленый и красный, со множеством украшений.
- Странный. Но необычный и привлекающий внимание, ты права. – Согласился Ваня.
- Ты еще не устал? – Спросила сестра.
- Конечно, нет! Это же так интересно!
- Тогда продолжим. Нам осталось совсем немного. Мы уже в двадцатом веке. Во времена СССР активно развивалась наука и техника. Людям во всех сферах жизни хотелось выразить этот прогресс – даже в строительстве домов. Поэтому стал популярным стиль авангард с геометрическими формами – элементами домов в виде кубов, параллелепипедов, шаров и так далее. Вот, например, «Круглый дом» в Таганроге.
- И действительно круглый! – Посмотрел Ваня на фотографию. – Как необычно.
- Да, это были очень необычные дома. Но в середине двадцатого века в Советском союзе также был распространен стиль «сталинский ампир» (а еще ар-деко, неоклассицизм и другие). Если говорить упрощенно, то здания в этих стилях переосмысляли прошлое русской архитектуры – они вновь стали величественными, строгие линии, классическая роскошь. Таких архитектурных объектов, например, очень много в крупных городах – от станции санкт-петербургского метро «Автово» до оперного театра в Новосибирске, «Сталинские высотки» в Москве и многие другие здания.
Варя замолчала.
- Это всё? – Задал вопрос брат. – А сейчас? Какая архитектура сейчас?
- Об этом можно будет судить только по прошествии времени. Современная архитектура очень – какое-то время были популярны «небоскребы будущего» из стекла и металла: такие здания возводили во многих больших городах не только в России, но и во всем мире. Но сейчас строят очень разные дома: богатое архитектурное наследие и возможность использовать самые различные материалы дают простор для творчества.
- Ты так интересно рассказала. Знаешь, мне нравится профессия архитектор. Я уже даже придумал свой дом, пойду его рисовать. Вот вырастет твой брат и станет знаменитым российским архитектором! – Стал мечтать Ваня.